Гусь-Хрустальный
заметки о городе: история, события, люди

 » главная » история » "Собор Святого Георгия"

Собор Святого Георгия

   А вот перед нами и творение именитых зодчих. До чего же красив этот своеобразный уголок города в окружении почти столетних тополей! В центре - бывший церковный собор, в котором нынче и располагается Гусь-Хрустальный филиал Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Спроектировал храм Леонтий Николаевич Бенуа - выдающийся русский архитектор, профессор Академии художеств, воспитавший целую плеяду талантливых зодчих. Закладка церкви состоялась в мае 1892 года. Но и после этого в течении двух лет шлифовал Бенуа свой проект, добиваясь свойственной ему четкости архитектурной композиции и выразительности силуэта здания. Им дорабатывались детали отделки, продумывалось единство в исполнении, был введен богатый белокаменный убор фасадов.
   Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.
   Колокольня не сохранилась до наших дней. Не восстановили ее, к сожалению, и реставраторы. Но сохранившиеся фотографии вызывают в памяти образы ярославского зодчества XVII века. Л.Н. Бенуа создал высокопрофессиональный, мастерский образец "русского стиля".
   Отделка храма велась под руководством помощников Бенуа, архитектора З.Я. Леви и талантливейшего зодчего В.А. Покровского. Владимир Александрович, будущий академик, в тот год только что окончил Петербургскую Академию художеств.
   Здание было решено украсить богатой росписью. Поэтому еще в 1892 году начались переговоры со старшим Васнецовым. К тому времени Виктор Михайлович - автор известных полотен на темы русского эпоса и народных сказок: "После побоища Игоря Святославовича с половцами", "Витязь на распутье", "Аленушка", "Богатыри", "Иван Царевич на сером волке" и других, - прославился искусством создавать монументальные циклы. Виктор Михайлович дал согласие и приступил к созданию эскизов и композиций церковной росписи. Одновременно он начал писать для Гусевского храма картину "Страшный суд".
   Однако именно в этот гож наступает расцвет русской мозаики, у истоков которой стоял академик А.Н. Фролов. Его сын Александр - незаурядный художник-мозаик, создатель частной мастерской - и получил заказ от владельца гусевских фабрик Ю.С. Нечаева-Мальцова на выполнение мозаичных работ в храме. Но вначале размолвка с хозяином, а затем внезапная смерть помешали Фролову А.А. выполнить эту работу. Заказ был передан мозаичному отделу Академии художеств. Ее мастера выполнили по картинам профессора М.Н. Васильева две композиции на фронтонах крылец церкви: "Георгий Победоносец" и "Откровение евангелиста Иоанна". Но от работ внутри здания по эскизам Васнецова мозаичное отделения Академии отказалось. За эту исполинскую мозаичную роспись решил взяться 23-летний брат Александра Фролова - Владимир, будущий исполнитель мозаичного фриза для Мавзолея В.И. Ленина. Он едет из Петербурга в Москву, знакомиться с художником и покоряет его своей верой в декоративную мозаику. Вот что писал об этом сам Фролов в неопубликованных воспоминаниях:
   "После нашего свидания Васнецов решил помирить меня с Нечаевым. Через две недели я получил телеграмму от Нечаева, поехал опять в Москву и получил заказ…"
   Мозаика в гусевском храме была открыта в 1904 году. В.М. Васнецов признал, что она произвела на него очень сильное впечатление, более сильное, чем он как сам автор эскиза мог ожидать. Он написал письмо Фролову, назвав его исполнение "безукоризненным в смысле передачи как рисунка и форм, так и колорита и гармонии красок оригинала".
   Сейчас силами художников-реставраторов Владимирской мастерской монументальная композиция В.А. Фролова, выполненная в технике полихромной смальты (смальта - небольшой кусочек непрозрачного стекла) по эскизам Васнецова "О тебе радуется", реставрирована. Найдена и ведется реставрация картины "Страшный суд" [уже отреставрирована].
   Вот и ныне, заглянув сюда, в бывшую алтарную часть храма, вы увидите на своде среднего нефа в центре картины мозаики фигуру богоматери с поднятыми руками. Ее выразительный силуэт, темное пятно облачения, глубокий взгляд больших глаз издали приковывает внимание. Вокруг богоматери - целый сонм ангелов, а в глубине - многоглавый, причудливо стилизованный храм. Мозаику отличает декоративная звучность колорита. Особую яркость цветам и оттенкам придает светоносная смальта. Она, переливаясь на свету, рождает живописную игру преломлений и отражений…
   Впечатление от мозаики усиленно ее взаимодействием с архитектурным сооружением. По рисункам Васнецова был установлен иконостас, покрытый богатым узорчьем. Пестрый ковер цветов и трав повторен в растительных узорах на приалтарной арке.
   Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
   Не все сохранилось в храме, в 1920-е годы перестроенном во "Дворец Труда". Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей, многоцветьем светоносных и золотоносных смальт как заново рожденная засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный Суд" после сложнейших работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, вернулась на свое место.


Музей хрусталя им. Мальцовых

Филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

601550, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный, ул.Калинина, 2-а
Выходной день - среда
Зам. Ген. директора ВСМЗ по Гусь-Хрустальному - Угрюмова Виктория Викторовна
Тел.: (09241) 2-19-30
Факс.: (09241) 2-19-30

   Основан в 1979 году. Открыт 18 мая 1983 года.
   С 1979 - филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с 1981 - выставочный зал музея Гусь- Хрустального филиала, с 1983 Музей Хрусталя, с 1996 - современное название.
   Расположен в Георгиевском соборе, кон. XIX - нач. XX вв., Л.Н.Бенуа, росписи В.М.Васнецова, мозаики В.А.Фролова.
   Общая площадь - 1518 кв.м, экспозиционная - 1312 кв.м.
   Общее количество единиц хранения - свыше 14000 (стекло и хрусталь).
   Начало и основание коллекции связаны со стеклопромышленниками Мальцовыми (в 1756 г. А.В.Мальцовым была основана хрустальная фабрика на реке Гусь). На протяжении полутора столетий фабрика принадлежала купеческо- дворянскому роду Мальцовых. Свыше 6000 ед.хр. было закуплено с Гусевского Хрустального завода, коллекция которого формировалась с нач. XIX в. заводчиками Мальцовыми: Сергеем Акимовичем (1771-1823), Иваном Сергеевичем (1807-1880), Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым (1834-1913), двое последних активно занимались благотворительностью и меценатством.
   Коллекция предметов из стекла и хрусталя (продукции Гусевского хрустального завода серийно-массового направления и декоративно-прикладного творчества) - крупнейшая в стране. На ее основе прослеживается вся история отечественного стеклоделия, начиная со II пол. XVIII в.
   Свыше 11000 ед.хр. в коллекции - предметы быта и интерьера: столовые сервизы, вазы, графины, кальяны, крюшонницы, канделябры, туалетные наборы, наборы для вина, церковная утварь, письменные принадлежности и т.д.
   Изделия декорированы разнообразными техниками: "алмазная грань", "шлифование", "нацвет", "рисовка", "деколь", "галле", "иризация", "милифиори", "гравировка" и т.д.
   Около 3000 ед.хр. - авторские работы художников-стекольщиков Гусевского хрустального завода. Среди них работы В.С.Муратова "Согдиана", "Ностальгия", "Гимн стеклу", "Синяя птица"; Е.И.Рогова "Рябинка", "Древняя Русь", "Полюшко".

Георгиевский собор
(май 2002г.)


Картина "Страшный суд"
Васнецов В.М.


Мозаика "О тебе радуется"
Фролов В.А.


Мозаика "О тебе радуется"
Фролов В.А.


Белокаменные порталы


Арка


Выставка хрустальных изделий


Цветник
  рейтинг город Владимир.       Rambler's Top100 Service
Hosted by uCoz