Гусь-Хрустальный
заметки о городе: история, события, люди

 » главная » история » "История просвещения города"

Б.Казаков

История просвещения города

"Новая Афиша" №52(245)
16-22 декабря 2002г.

   Казаков Борис Александрович - из 45 лет учительской работы 30 лет был директором школ №16 и №15. Отличник народного просвещения РСФСР. В настоящее время является инициатором и руководителем создаваемого в городе музея просвещения.

   Официально признано, что первым образовательным учреждением города была церковно-приходская школа, построенная в 1864 году близ церкви Иоакима и Анны. Организована она была по инициативе священнослужителя Иоанна Преображенского на средства Мальцова. Никаких документов о ней не сохранилось, однако из архивных материалов известно другое: в 1875 году церковно-приходская школа была преобразована. На окраине поселка Гусь по Акимановской улице (где сейчас находится пустырь напротив больничного городка) было построено новое здание начального училища Министерства просвещения. Дело в том, что с 50-х годов XIX века, в эпоху правления Александра II, и особенно после крестьянской реформы 1861 года, вопросы просвещения начали волновать как общество в целом, так и правительство. Возникшие педагогические общества и педагогическая печать начали проявлять особую заботу о народном образовании, так как высшие учебные заведения (академии, университеты, духовные семинарии) и средние (гимназии, епархиальные училища) к тому времени уже получили в городах и уездах достаточное распространение. Вот почему прогрессивное общество в этот момент волновало именно начальное светское образование.
   В 1874 году издается обновленное положение о начальных народных училищах, в Советы которых вводятся представители всех ведомств, содержащих данное училище. Такая реформа не могла не отразиться на просвещении народа, работающего на фабриках Мальцова. Открывшееся в 1875 году, уже упомянутое, государственное училище получило наименование образцового, хотя в народе оно продолжало называться приходским.
   По статистическим данным того времени, в нем обучались 164 мальчика и 89 девочек. Училище именовалось двухклассным (так как учитель вел одновременно два класса), и продолжительность обучения в нем составляло четыре года.
   В программе обучения значились следующие предметы: грамматика, счет, чтение по-славянски (для участия в богослужении), элементы природоведения, географии, русской истории, Закон Божий. Для мальчиков также преподавались черчение и ремесла, для девочек - рукоделие и пение.
   Неуспевающие ученики отсеивались. По статистике 1875 года, училище смогли окончить лишь 7 мальчиков и 10 девочек. Руководил заведением Тихонравов Виктор Тихонович, окончивший Владимирскую духовную семинарию. Учителями работали Зарудский М., Албицкий А.М., Гарпинский В.
   Кирпичное здание первого министерского училища с деревянным мезонином просуществовало более 100 лет. Оно имело помещение для 4-х классных комнат, актовый зал, комнаты для отдыха учителей, помещение для хранения наглядных пособий, школьный двор. После революции оно было передано под жилье служащим различных ведомств. Во время перехода на семилетку здание снова стало служить городскому просвещению. Позже здесь располагался дом пионеров и вспомогательная школа.


"Новая Афиша" №53(247)
23-29 декабря 2002г.

   Приведенные цифры оканчивающих начальное училище на фабрике Нечаева-Мальцова свидетельствуют о крайне низкой успеваемости учащихся. И это не случайно. Учителя тогда работали согласно бытовавшему тогда мнению: "…В первую зиму нужно остаться в числе четырех против одного неуспевающего. Во вторую зиму - только в числе двух, а в третью - один против одного неуспевающего". Обучение в школе в разные годы велось от 4-х до 6-ти лет. Это зависело не только от успеваемости, но и от многочисленных российских реформ начального образования.
   Регионально наше училище относилось к Московскому округу, Владимирской дирекции народных училищ, Меленковскому уезду, Заколпьевской волости. Что касается учеников, то, по документальным данным, отмечающим награды в виде книг "Евангелие", это училище окончили: Рябов Василий Николаевич (1879), Рябов Николай Николаевич (1889), Точигин Алексей Степанович (1893). В архиве Хрустального завода хранятся личные дела сотрудников, многие из которых закончили приходскую школу с пятилетним обучением. Среди них значатся: Кукушкин Н.Ф. (1900), Калмыков В.И. (1904), Опыхтин (1915), Велюхов Н.П. и др.
   По данным первой Всероссийской переписи населения, только шестая часть жителей страны была людьми грамотными. Система начального образования на рубеже веков явно не соответствовала уровню развития страны и ее регионов. На Гусевской фабрике Нечаева-Мальцова дело с грамотностью обстояло еще хуже. В документах 1898 года отмечалось: "Население очень желает, чтобы дети обучались грамоте. Но приходится отказывать желающим за неимением мест в школе". В то время в гусевской школе Министерства просвещения обучались более 200 человек. В 1890 году управляющий Андреев пишет владельцу хрустальной фабрики следующие слова: "Ваше превосходительство! Юрий Степанович! Ввиду повторяющегося из года в год недостатка мест для желающих учиться по Гусю, я прошу Ваше превосходительство открыть параллельные отделения первых классов, как в женском, так и в мужских училищах в 1897-1898 учебном году".
   При этом стоит отметить, что стремление девочек к обучению не было столь ярко выражено, как у мальчиков. В статистическом сборнике 1898 года отмечалось, что мальчиков обучается 67%, а девочек - всего лишь 32%. В нем также объяснялось, что девочек учится меньше потому, что их отцы и матери не считают учебу девочек необходимой: "И без того проживут, знали бы только как прясть, это им нужнее".
   Несмотря на столь пессимистические взгляды на женское образование, в центре фабричного городка в 1897 году было выстроено двухэтажное каменное здание с калориферными печами. Расположено оно было в начале Акимановской улицы недалеко от церкви Иоакима и Анны (там, где сейчас находится кафе "Спартак"), относилось к Министерству просвещения и считалось образцовым со сроком обучения - 3 года.
   С первых дней это училище возглавляла Е.Фигуровская, законоучителем был Иоанн Казанский. Учителями работали В.Иванова, А.Никольская, В.Соколова, А.Арбузова, М.Лебедева и др. Все они имели гимназическое образование.


"Новая Афиша" №55(248)
29 декабря 2002г.

   В нем, помимо детей работников фабрик, обучались девочки из окрестных сел. В фондах нашего музея имеются многочисленные документы об окончании этого образовательного учреждения многих жительниц нашего города. Среди них свидетельства Будановой (1890), Смирновой (1901), а также похвальные листы и фотографии.
   К сожалению, здание этого училища постигла та же учесть, что и здание приходской школы. В 70-х годах оно было снесено.


"Новая Афиша" №1(249)
8-13 января 2003г.

Мужское училище
   В своем обращении к Нечаеву-Мальцову управляющий Андреев писал: "…если можно первые классы мужского училища определить вблизи нового храма, на слободе напротив богадельни. В будущем году там будут строиться домики для рабочих, и два из них определить для школы". Два здания мужского начального училища были выстроены в 1897 году в один год с женским.
   Новые здания очень гармонично вписались в ансамбль Георгиевского собора, богадельни и близстоящих мальцовских домиков. Каждый из учебных корпусов имел внутри по четыре просторных и светлых классных комнаты, а в середине - большой по тем временам гимнастический зал, который в случае необходимости легко можно было превратить в актовый.
   Мужское начальное училище также было образцовым, но в отличие от женского являлось двухклассным с четырехлетним сроком обучения. Учительский коллектив с первых дней занятий возглавлял Дмитрий Сергеевич Бочаров - опытный учитель, окончивший Новинскую учительскую семинарию. Законоучителем стал Алексей Иванович Альбицкий, священником - А.Тихонравов. Учителями работали Н.Чамов, П.Ушмаров, А.Соловьев, Н.Дьячков, также окончившие учительские семинарии.
   К 1917 году педагогический коллектив училища составлял 30 человек. В его состав входили: Казанский А.В., Соколов В.О., Бочарова В.Д., Никольская М.С., Фигуровская А.А., Куликова Е.С., Бочаров С.Д., Садовникова В.Н., Бочарова К.С. и другие.
   Почетным блюстителем был управляющий фабрикой Красильников, а инспектором - Рубашкин Д.М. В школе изучались следующие предметы:
   Закон Божий
   Русский язык
   Славянский язык
   Арифметика
   Чистописание
   Русская история
   География
   Естествознание
   Черчение
   Пение
   Гимнастика

   Школа была многочисленной. Согласно отчету за 1907 год в ней уже тогда числился 631 человек. Каждая возрастная группа делилась на младшую, среднюю и старшую. В подготовительный класс принимались дети с 8 лет, а оканчивали школу в возрасте 14-15 лет.
   И так же, как и в приходском училище, число выпускников было несоизмеримо с числом поступивших. Так, например, в 1907 году в школу поступило 130 человек, а закончило ее лишь 18 учащихся. Ситуацию вполне оправдывала пословица "Корень учения горек, а плод - сладок". Наиболее результативным из всех лет обучения был 1910 год, когда училище окончили сразу 119 мальчиков.
   Любопытен еще один факт: система оценки знаний в начальном училище была пятибалльная, а в письмах нижегородского гимназиста С.Арбузова своей матери учительнице А.Д.Арбузовой в Гусь-Хрустальный мы знакомимся с десятибалльной системой. Он подробно отчитывается маме об успехах своего обучения:
   Закон Божий - 4
   Русский язык (устно) - 7
   Русский язык (письменно) - 6
   Немецкий язык - 9
   История - 9
   Естествознание - 10
   Чистописание - 9
   Арифметика - 7
   Французский язык - 9
   Рисование - 10
   Поведение - 6

   В письме он также сообщает, что из-за "шестерки" по поведению его на лето отправят в лагеря, а по русскому языку ему придется писать "диктовки".
   Из сказанного можно сделать вывод, что отношение к обучению в гимназиях было весьма серьезным и требовательным.


"Новая Афиша" №2(250)
14-20 января 2003г.

Первая династия учителей
   Первым руководителем мужского начального училища был Бочаров Дмитрий Сергеевич. Он является родоначальником самой первой династии учителей на заводе Мальцовых, которая служит делу обучения и воспитания детей более 100 лет.
   Свой послужной список Бочаров Д.С. открыл в 1894 году, работая учителем в первом гусевском начальном училище. Он окончил Новинскую учительскую семинарию и с первых дней своей работы заслужил доверие своих питомцев. Начальство высоко оценило его труд, и в 1898 году Бочарова назначают руководителем только что открытого мужского начального училища, которое многие годы пользовалось большим авторитетом среди населения. После революции 1917 года он продолжал работать учителем в школе I ступени вплоть до 1925 года. Похоронен во Владимире.
   Дети Дмитрия Сергеевича также связали свою судьбу с просвещением. Его старший сын Николай (родился в 1894 году) руководил фабрично-заводским ученичеством завода, который впоследствии будет называться Арматурным. В 1937 году был репрессирован, реабилитирован посмертно 24.10.1994 года. Жена Николая Дмитриевича, Клавдия Сергеевна, в девичестве Добровольская, окончила Владимирскую гимназию и работала учительницей начальных училищ. В советское время окончила педагогический институт и преподавала русский язык и литературу в неполной средней школе №2 (ныне школа №15), была награждена орденом Ленина. Клавдия Сергеевна хорошо пела и была постоянной участницей драмколлектива им. Ленина.
   Второй сын Бочарова Д.С., Сергей, обучался в университете Нижнего Новгорода, сначала тоже учительствовал, а потом избрал военную карьеру.
   Младшая дочь Дмитрия Сергеевича, Валентина, работала учительницей, а ее муж, Тарасов Василий Иванович, был директором фабрично-заводского училища фабрики "Красный Профинтерн", затем директором семилетней школы №3 (ныне школа №9) и преподавал математику. Перед войной 1941-45 года работал заведующим отделом народного образования города. Их дочь Маргарита жила во Владимире.
   Дочь Бочаровых Николая Дмитриевича и Клавдии Сергеевны - Буракова Алевтина Николаевна - всю жизнь работала воспитателем детского сада, в настоящее время - ветеран педагогического труда. Ее дочь, Татьяна, закончила музыкальную школу нашего города и работает музыкальным руководителем в детском комбинате.
   Такова краткая летопись замечательной семьи учителей, семьи Бочаровых.
   Сохранились письма к Арбузовой А.Д. от ее друзей, датированные 1908-1909г.г. Из письма Лебедевой Е.И. мы узнали, что "на Гусю" была холера, которая унесла несколько жизней ее родных и знакомых. Также она пишет о все большем стремлении молодежи получить педагогическое образование, чтобы потом содействовать ликвидации безграмотности народа.


"Новая Афиша" №2(250)
14-20 января 2003г.

Духовное воспитание
   Большое значение в вопросах духовного воспитания отводилось библиотекам школ. В отчетах школ по Владимирской губернии перечисляются имена писателей, рекомендуемых для внеклассного чтения: Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и другие классики русской литературы. Из зарубежных писателей рекомендовались Майн Рид, Жюль Верн, Джек Лондон. При церкви Иоакима и Анны в 1895 году с благословения архиепископа Владимирского Сергия была открыта народная библиотека. Она была бесплатной. Священник этой церкви, Иоанн Казанский, обучавший детей в начальных училищах, писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: "Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение мастерового народа…".
   Большое значение придавалось религиозному воспитанию. Оно поддерживалось и трудами Л.Н. Толстого, который писал: "… выработав религиозное или нравственное учение, необходимо поставить его во главе образования". Главное место в этом воспитании отводилось образу Иисуса Христа, который становился символом духовного мира, истины, добра, любви. В фондах музея имеется факсимильная книга библиотеки Нечаева-Мальцова "Жизнь господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира".
   В залах училищ размещались картины духовного содержания из жизни Иисуса Христа и картины, прославлявшие героев русской земли: Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина и Д. Пожарского, М. Кутузова. Священники Альбицкий, Казанский и учитель Тихонравов проводили беседы на религиозно-патриотические темы. Программа этих бесед была утверждена преосвященным Феогностом. Чтения с демонстрацией иллюстраций через "волшебный фонарь" (эпидиаскоп) принимались слушателями с большим сочувствием и одобрением.
   Одной из главных составных частей духовного воспитания были проповеди в церквях, которые посещала и молодежь.
   Начинающийся 20 век для Гусевской фабрики знаменуется увеличением числа населения. Потребность в духовной пище становится все острее. Рабочие Ю.С. Нечаева-Мальцова мечтают о строительстве народного клуба с библиотекой и читальным залом. Быстрый ответ хозяина гласил: "В устройстве клуба Его Превосходительство не усматривает надобности. Рабочие на Гусевской фабрике живут семьями, среди которых и должны проводить свой досуг. В общении вне дома для препровождения времени не нуждаются. В 1899 году будет построен новый храм, а потому храм Вам и будет клубом" (Журнал "Народное хозяйство").
   Между тем, три начальных училища уже не обеспечивают потребности населения в образовании. Безграмотность продолжает расти и начинает вызывать недовольство населения. Чтобы выйти из создавшегося положения, чтобы "и в просвещении стать с веком наравне", управители фабрики принимают решение о строительстве гимназии. На средства П.Н. Игнатьева в 1915 году закладывается фундамент будущей гимназии второй ступени.


"Новая Афиша" №4(252)
28 января - 4 февраля 2003г.

   В октябре 1913 года наследником мальцовской части становится Павел Николаевич Игнатьев. В наследство ему переходят Гусевская и Уршельская хрустальные фабрики, Великодворсий и Курловский стекольные заводы, Новосельский стекольный завод в Тверской области, Тигодский стекольный завод (ст. Любань Николаевской железной дороги), Гусевская прядильно-ткацкая фабрика, Гусевская вигоне-прядильная фабрика.
   Что же представлял собой П.Н.Игнатьев как личность?
   Воспитанник Киевского университета, примыкал к либеральной части буржуазии. Убежденный толстовец, разделял его взгляды в области нравственного воспитания. Прожил в деревне 14 лет, занимаясь сельским хозяйством.
   В 1915 году был назначен министром просвещения. Привлекает к сотрудничеству видных ученых в области педагогики: Каптерева П., Половцева В., директоров передовых учебных заведений, учителей и даже депутатов Государтсвенной думы. С их помощью он разработал пакет документов по осуществлению начального всеобуча и по реформе средней школы, которые содержали прогрессивные идеи в области педагогики.
   При Игнатьеве 23 мая 1915 года на гусевской фабрике состоялась закладка фундамента гимназии второй ступени на средства самого графа. Он пытается расширить техническое и сельскохозяйственное образование, но все его идеи зависают в воздухе.
   В 1916 году он был освобожден с поста министра просвещения. Его двоюродный брат А.А.Игнатьев, автор книги "50 лет в строю", помог сохранить для советской России денежные средства, вложенные в банки зарубежья. Игнатьевых стали считать большевиками. Однако Павел Николаевич не находил для себя места в новой России и в 1919 году с семьей эмигрирует, чтобы обосноваться в Лондоне, где он становится председателем общества Красный Крест. Он воспитал пятерых сыновей, которые имели большие научные достижения в различных областях знаний и занимали видные должности в Канаде, где П.Н.Игнатьев и был похоронен в 1926 году.
   Что же явилось причиной неудач Игнатьева в области просвещения у себя на родине? Первой причиной несостоявшегося осуществления всеобщего начального образования была недостаточная материальная база школ. Они финансировались по остаточному принципу, да и самих школ все еще не хватало. Второй, и не менее важной причиной, было плохое материальное обеспечение учителей. Жалование учителей составляло от 180 до 300 рублей в год. К концу 1917 года минимум зарплаты учителей повысился и составлял от 550 до 750 рублей во всех наших училищах. Но если учесть, что только на питание уходило 450 рублей, становится ясным, что бюджет учителя был очень скромным. Народное образование продолжало развиваться только благодаря патриотическим порывам учителей и их гуманным чувствам.
   Большинство учителей свое образование получали в губерниях. Оканчивающие гимназии, семинарии учителя безропотно ехали в самые отдаленные селения, где их жизнь становилась беспросветной. В этих условиях работа учителем в Гусе считалась привилегией. Многие об этом только мечтали. Среди них Добровольская-Бочарова, которая даже после замужества продолжала работать в отдаленном селе Нижегородской губернии, вдали от мужа. В 1913 году оканчивает Московский учительский институт Груздев А.И. - учитель географии, навсегда связавший свою судьбу с нашим городом. Таких примеров можно привести много.


"Новая Афиша" №6(254)
11 - 17 февраля 2003г.

Гимназия
(из воспоминаний П.Кротовой (Лесновой), гимназистки 1916 года)
   "При графе Игнатьеве вы 195 году в Гусь-Хрустальном началось строительство школы для детей и служащих завода. Поступали в нее мальчики с пятилетним и девочки с четырехлетним образованием. Вначале школа называлась высшим начальным училищем, а занятия в ней первоначально начались ь10 октября 1916 года в трех небольших комнатах бывшего зимнего театра после вступительных экзаменов. Учителя были в большинстве своем людьми, приезжими из Гатчины, Петергофа и Владимира, хотя были и местные кадры. Все педагоги обладали высшим образованием, были требовательные, но душевные и чуткие. Начальницей высшего начального училища назначили Е.М.Якоби, женщину высокообразованную, побывавшую за границей, увлекающуюся природой и влюбленную в свое дело. Она преподавала естествознание и химию. Математику вела Ю.О.Шмидт, физику - И.Н.Урмаев, францзский язык - Ю.Ф,Шилова, немецкий язык - О.К.Экземплярская, русскией язык - З.М.Дормидонтова, черчение и рисование - Н.А.Никитин и др.
   При школе была библиотека, обеспеченная учебными пособиями и прекрасной художественной литературой. Для уроков черчения в распоряжение учащихся предоставлялись готовальня, бумага и чертежные принадлежности. Для рисования - акварельные и масляные краски, кисти, пастель, карандаши, уголь, бумага. В училище было 16 микроскопов и один телескоп. Силами драмкружка к Рождественским каникулам была поставлена пьеса "Снежная королева", которая успешно демонстрировалась на сцене Зимнего театра (где расположен ГЦ ЖКХ).
   В новое здание школы нас перевели во втором полугодии 1916 года. Учреждение стало называться гимназией, но в таком виде оно просуществовало лишь до февраля 1917 года. Затем ее реорганизовали в школу II-й ступени, далее в семилетку, десятилетку и, наконец, в среднюю школу.
   Когда нас ввели в школу, то предложили всем мешочки для обуви. В них мы помещали ботинки и калоши, а сами надевали тапочки на веревочных подошвах, которые шили сами, собирались в актовом зале, откуда по звонку организованно шли в классы. По второму звонку начинался урок".
   Лариса Николаевна Леснова оставила нам целую тетрадь воспоминаний, и мы еще не раз будем к ней обращаться.
   Тот распорядок и организация учебного процесса в гимназии, которые определились с первых дней ее открытия, свидетельствуют о стремлении учителей к очень высокому уровню учебы и воспитания. В стенах школы проходят встречи, где решаются актуальные педагогические проблемы, применимые к местным условиям, а также проходят репетиции спектаклей, которые демонстрировались по вторникам в сопровождении струнного оркестра…


(продолжение следует)

  рейтинг город Владимир.       Rambler's Top100 Service
Hosted by uCoz