И. Некрасов
Экспедиция на Мальцовскую ж.д.
В апреле - мае 2001 года по устоявшейся традиции актив Переславского железнодорожного музея выехал в очередную весеннюю экспедицию.
На этот раз наш путь лежал к узкоколейным истокам, на Мальцовщину, - уникальный в прошлом территориально-промышленный комплекс, связанный воедино сетью узкоколейных железных дорог колеи 914 мм. Идея исследования этого района вынашивалась достаточно долго, но всегда находились более горячие точки, которые требовали нашего внимания. Было решено обследовать малоизученный участок мальцовских узкоколеек, простирающийся от Людинова до угольных шахт, расположенных в районе д. Андреево-Палики и питавших в своё время людиновский завод. Не последнюю роль в принятии данного решения сыграла карта Калужской области, выпущенная 439 фабрикой, на которой был обозначен якобы неразобранный участок узкоколейки, пересекающий дорогу Новослободск - Людиново (см. карту).
До переезда мы добрались около двух часов ночи. Ещё около часа ушло на то, чтобы приблизительно вычислить и наконец-таки найти остатки насыпи. Утром, исследуя местность, мы обнаружили большое количество примет войны: немецкую колючую проволоку, гильзы, отдельные фрагменты военной техники. В ближайшем посёлке местные краеведы рассказали нам, что в годы войны в этих краях происходила ожесточённая схватка за узкоколейку, являвшуюся по сути стратегически важным объектом. И прежде чем разводить костёр на этой земле, следует тщательно обследовать местность.
В результате интенсивных боевых действий узкоколейка пришла в полную негодность, но сразу после освобождения Людинова была, по одним сведениям, частично восстановлена, по другим - заброшена.
Далее путь наш лежал через Людиново - город, в котором есть красивые водоёмы, но нет хороших дорог, и отсутствует правильная организация движения - на Старь, Ивот, Бытошь.
Эта железная дорога вплоть до 50-х годов нашего столетия оставалась узкоколейной, и лишь в связи с развитием стекольного производства, основанного тоже Мальцовым, была зачем-то перешита на широкую колею. Небольшие современные участки узкой колеи, построенные для разработки торфа, сейчас разобраны.
В настоящее время предприятия, а с ними и железнодорожная ветка, переживают упадок. Пассажирское движение практически сошло на нет, вокзалы сгорели или разрушились, путь находится в удручающем состоянии. Раза два в месяц по линии проходит сборный поезд. Чувствуется, что дни этой ветки сочтены. Но, даже несмотря на перешивку, она не потеряла своего очарования и, скажем, ширококолейный паровоз был бы там очень к месту.
На следующий день по дороге в Москву мы обследовали попутные достопримечательности: полуразрушенный, но тем не менее работающий кирпичный завод вблизи ст. Палики, имевший ранее узкоколейку общей протяжённостью около километра, и заброшенную в 50-х-60-х годах ещё одну угольную шахту неподалёку. Там мы обнаружили замечательный, оставшийся, видимо, с мальцовских времён, литой (!) чугунный рельс.
Не могу не упомянуть об одном природном явлении, свидетелями которого мы стали. Вечером 30 апреля мы наблюдали массовый вылет майских жуков. Зрелище незабываемое! Неба почти не видно, а гул стоит такой, будто находишься под линией электропередачи!