Гусь-Хрустальный
заметки о городе: история, события, люди

 » главная » краеведение » "Нижний Новгород – Гусь-Хрустальный – Рязань"

Нижний Новгород – Гусь-Хрустальный – Рязань

   10 – 12 июня 2000 г. ездили вдвоем с женой в Рязань, в гости к другу. Первая сколько-нибудь дальняя поездка на новой машине ВАЗ-21047, купленной в прошлом году и только прошедшей обкатку. Выезжали утром в дождь. Дождь был полосами, повторявшимися с завидной регулярностью до самого вечера, и иногда переходил в град, к счастью, мелкий. Мы выбрали не самый короткий и общепризнанный маршрут, потому что по нему уже ездили, а хотелось посмотреть и другие дороги.
   Итак, от Нижнего Новгорода почти до границы Нижегородской и Владимирской областей дорога (М-7, на Москву) прекрасная, широкая (не менее чем 2+2 полосы + резервная полоса посредине) и ровная. Дальше идет ремонт, там узко, неровно и обрывы вместо обочин. Длинный мост через Клязьму на границе областей – односторонний, проезжается по очереди то в одну, то в другую сторону, светофор переключается примерно раз в пять минут, видели огромную очередь машин навстречу, но сами проехали без остановки. В Гороховце (первый город во Владимирской области) вдоль дороги стоят угрюмые мужики с картонками, прикрепленными к палкам. На картонках ничего не написано. Они показывают их в основном водителям больших грузовых машин. Кто бы объяснил, что это означает?

   После Гороховца через примерно 8 км свернули налево на дорогу Р-76, ведущую на Муром. Заметим, что никакого указателя на этом повороте нет, только сразу за поворотом стоит столбик с номером дороги. Эта дорога вначале не вполне ровная, а потом даже очень, но 100 км/ч можно ехать везде. В Муром заезжать не собирались (были там в прошлом году), а хотели побывать в Гусе-Хрустальном. Поэтому не доезжая километров 15 до Мурома, свернули направо в объезд его (на Степаньково, но опять же никакого указателя нет). Через 17 км выехали на дорогу Муром – Владимир, по которой нам нужно было доехать до районного центра Мошок. Вторая половина отрезка Муром – Мошок (от Малышева, где есть пост ГАИ) очень красивая, проходит по лесам. В Мошке свернули налево по указателю на Гусь-Хрустальный, а затем вскоре еще раз налево, по указателю на поселок имени Воровского. От Мошка до Гусь-Хрустального 45 км красивой лесной дороги, но качество покрытия оставляет желать лучшего.
   В Гусе поблуждали немного, пока нашли дорогу в центр города (лучше спросить). В городе, кроме довольно большого озера, по которому ветер гнал волны с барашками, ничего особенно интересного не обнаружили (храм, рынок и почему-то несметное количество фотомастерских). День был выходной, поэтому пытаться попасть в заводской музей хрусталя даже и не пробовали. Стали выбираться из города на дорогу Владимир – Тума (Р-73). Для этого пришлось, следуя указателям (на Рязань), проехать пару каких-то соединительных участков. На всех перекрестках между ними базарчики, на которых торгуют хрусталем (а в городе в магазинах его очень мало и стоит очень дорого). Погода была плохая и торговля шла, видимо, не очень бойко.

   Дорога до Тумы тоже идет по красивому лесу. Она ровная и ехать можно быстро. Жилья вдоль дороги очень мало. В Туме свернули направо на дорогу Касимов – Егорьевск – Москва (Р-105). От Тумы до Спас-Клепиков (25 км) дорога не особенно ровная. В Клепиках мы отклонились от нашего общего направления на Рязань и свернули направо (по указателям на Москву), чтобы посмотреть на озера на реке Пра, которую эта дорога пересекает через несколько километров после Клепиков. Озера оказались огромные (судя по карте, в целом они сравнимы по размерам с Селигером), берега частью лесистые, частью заболоченные. Можно найти подъезды к воде и остановиться на ночь. Но было холодно и это не входило в наши планы. Поэтому мы развернулись после моста через Пру и поехали в Рязань.
   Дорога от Спас-Клепиков до Солотчи полностью идет по лесу. Она проложена, по-видимому, между болот, и поэтому очень петляет. Крутые повороты опасно сочетаются с хорошим покрытием и приводят к высокой аварийности. Видели две машины, вылетевшие в результате встречного касательного удара на повороте в кювет, а затем на буквально следующем повороте в нас чуть не въехали аналогичным образом. Солотча – общепризнанная рязанская зона отдыха, и еще там есть монастырь, основанный еще в XIV веке рязанским князем Олегом. Лет 15 назад, когда я там был, там был полный упадок, а теперь это действующий женский монастырь, стены и храмы побелены, в главном храме служат. Храм этот внутри необычен. Он поделен надвое аркой, и молящиеся стоят только в дальней от иконостаса половине. Здесь же все почитаемые иконы. Иконостас, таким образом, молящимся почти не виден.
   Основная дорога проходит теперь в обход Солотчи, а указателей на Солотчу со стороны Клепиков нет, поэтому, чтобы попасть туда, нужно оглядываться и читать указатели со стороны Рязани. Раньше, до строительства автомобильной дороги, ездить в этих краях можно было только по узкоколейке Тума – Клепики – берег Оки напротив Рязани. Пятнадцать лет назад она еще была, а теперь ее разобрали. В Солотче сохранилось только деревянное здание станции с вывеской “Солодча. Горьк. ж. д.” и остатки каменного перрона, а там, где были рельсы, теперь пасутся козы. Отдыхать и устраивать пикники в Солотче принято на берегу старицы (старого русла Оки). Рыба там, по-видимому, тоже водится. Туда можно подъехать на машине. Вечером в закатном солнце оттуда прекрасный вид на монастырь и на заокские дали.
   От Солотчи до Рязани 25 км, ближе к мосту через Оку дорога делается многополосной. Въехав в город, мы долго искали, где живет друг, к которому мы приехали, имея только адрес. Поистине в Рязани язык до Киева вовсе не доведет. В общем, мы потратили на поиск улицы Комбайновой почти полтора часа. Достопримечательности Рязани осматривали уже на следующий день.
  рейтинг город Владимир.       Rambler's Top100 Service
Hosted by uCoz