Гусь-Хрустальный заметки о городе: история, события, люди Б. Рыбакова
Город моей юности
"Гусевские вести" №4(12847) суббота, 13 января 1996г. стр. 2 В 1996 году нашему городу исполниться 240 лет. Построенная в 1757 году хрустальная фабрика Акима Мальцова и дала начало Гусь-Хрустальному. Об истории города, его развитии написаны книги В.Полторацким, П.Гиляревским, В.Никоновым, брошюры, очерки, статьи И.Толмачевым, Л.Смирновой, научным сотрудником музея Н.Пак и другими. О прошлом города свидетельствуют фотографии 1895-1989 годов, архивные данные и воспоминания старожилов. Мне хочется рассказать о родном городе, каким он был в нашем далеком детстве и юности. Город начинался с маленького деревянного вокзала, который назывался "Железнодорожная станция Гусь". Улицы города, дороги не имели никакого твердого покрытия, кругом сыпучие пески, кроме "плотины". "Плотиной" назывался участок набережной от почты шлифовни - пешеходная дорога. Выложена она была красным кирпичом и служила местом прогулки молодежи и горожан. У "спусков" - места сброса вод речки Гусь - на левом берегу стояло деревянное здание мельницы, колбасная, на правом - двухэтажное здание чулочной фабрики, в послевоенное время в нем размещалась городская библиотека (потом здание сгорело). Очень красиво выглядели кирпичные одноэтажные мальцовские домики, крыши которых были покрыты глазурованной керамической плиткой разных цветов - голубой, красной, зеленой. Самыми высокими и архитектурно красивыми зданиями были: две церкви, большая (24-я) казарма, гимназия, позднее единственная в городе средняя школа №1 (в настоящее время школа №12). Сейчас она находится на капитальном ремонте… … В центре города, на перекрестке ул. Интернациональной и ул. Калинина, стояло уникальное деревянное здание - весы, которое в 30-х годах было перенесено на ул. Сенную, а на их месте построена круглая кирпичная трибуна, окружили его газоном из цветов. Позднее трибуна была использована под постамент для памятника В.И. Ленину. С перенесением памятника на ул. Калинина (ближе к парку клуба им. Ленина) трибуна снесена с целью расширения площади. Украшением города можно было назвать двухэтажные здания главной конторы (почты) и хозяйского дома с колоннами и открытой в парк террасой. В предвоенные годы в здании размещался рабфак (директор Клавдия Васильевна Суркова), в послевоенные годы там размещался городской комитет партии (первый секретарь В.С. Татаров, секретари Лукоянов, Федоров). Медработники в начале 50-х годов посещали политкружок в здании горкома. Остались в памяти красивая люстра, камин, отделанный цветным мрамором. Эти вещи сохранились от бывшего управляющего Гусевскими фабриками, советника В.В. Дубасова. Хорошие, добрые воспоминания остались у бывшей молодежи и жителей города от пребывания в местах культурного отдыха. Всегда переполненный горкинотеатр (Георгиевский собор), позднее и клуб им. Ленина. Перед началом сеанса в фойе всегда играла музыка, желающие танцевали. В клубе им. Ленина каждый летний сезон гастролировал Влдимирский областной драмтеатр, который радовал зрителей интересными постановками. В спектаклях были заняты артисты Евстигнеев, Мартова, Евдокимов и другие. Вечерами ежедневно работали парки-сады с духовыми оркестрами: один - при гортеатре (позднее - где сейчас детский парк), второй - при клубе им. Ленина, третий - большой благоустроенный при с/з им. Дзержинского, где были отдельные деревянные здания, библиотеки, бильярдной, буфета, летний кинотеатр, тир, танцевальная площадка, детские площадки, городки и т.д. На танцевальных площадках, прогулочных дорожках было, как правило, многолюдно, порядок был образцовый. При гортеатре был аэроклуб, в парке стояла парашютная вышка, смельчаки увлекались летным и парашютным спортом. При горвоенкомате работали кружки "Осовиахима", "Ворошиловский стрелок", "ГТО" (готов к труду и обороне). На набережной были хорошо оборудованные купальни (мужская и женская) с двумя вышками для прыжков в воду, лодочная станция. Запомнилось много лодок с отдыхающими в вечернее время, выходные дни на озере, часто слышались звуки гитар, патефонов. Помниться отсутствие электроосвещения в домах частного сектора и квартирах, отсутствие всех видов городского транспорта, кроме гужевого и ручных колышек (тачек). Освещением в домах служили керосиновые лампы, только в 30-х годах стали проводить электроосвещение, в 40-х появились первые твердые покрытия дорог, центральные проезжие дороги были выложены круглыми деревянными столбиками, высотой 30 см. (от вокзала до рынка, от фабрики "Красный Профинтерн" до "Бариновой рощи")… |